Импортеры нефтепродуктов лишились возможности приобретать валюту для расчетов за поставки.
C 25 февраля остановился импорт нефтепродуктов в Украину. Это стало реакцией рынка на вчерашнее введение новых ограничений на покупку валюты. Теперь Национальный банк «вручную» одобряет все контракты стоимостью более $50 000.
Оплату свыше $500 000 можно проводить только при наличии банковской гарантии – аккредитива – иностранного банка высокого инвестиционного класса.
«Цель этих ограничений – удержать курс доллара всеми возможными способами. В том числе за счет устранения лишнего спроса. Банки имеют нормативное ограничение на покупку валюты, а его клиенты – нет. Но ведь клиент может и не направить все деньги на импорт», – поясняет логику НБУ председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. Он добавил, что и раньше контракты проверялись, но не так строго.
![](https://thekievtimes.org/wp-content/uploads/2019/07/91-1024x682.jpg)
Помимо этого, постановлением НБУ №130 введен временный запрет для банков на покупку валюты для их клиентов на три дня – с 25 по 27 февраля (включительно). Это касается заявлений, которые были поданы до вступления постановления в силу.
Узнав о новых ограничениях, импортеры нефтепродуктов, которые обеспечивают 85% рынка, созвали экстренное совещание, но так и не смогли придумать способов работы в новых условиях. Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов несколько раз обращалась к НБУ и профильным министерствам, однако результата не последовало. Министр энергетики и угольной промышленности не смог прокомментировать этот вопрос для Forbes.
Три пути
Большинство сделок, совершаемых импортерами нефтепродуктов, превышает $500 000, рассказывает Forbes замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. «Возьмем для примера сеть из 100 АЗС, суточные прокачки которых 5 тонн. Для того чтобы сделать запас на 10 дней, компании нужно купить 5000 тонн, что примерно составит $5 млн», – объясняет он.
![](https://thekievtimes.org/wp-content/uploads/2019/07/89-1.jpg)
В классической схеме работы импортеры взаимодействовали с нефтеперерабатывающими заводами по предоплате. Основными странами-поставщиками нефтепродуктов в Украину являются Беларусь, Россия, Литва, Польша. После инноваций НБУ импортеры теперь должны предоставлять производителю аккредитив, выданный иностранным банком.
У импортеров сейчас стоит выбор: попытаться выполнить требования Нацбанка, купить валюту на черном рынке или остановить закупки до отмены ограничений. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук утверждает, что ни один завод-производитель не хочет поставлять топливо под аккредитивы.
Читайте:
Источник Forbes в Мозырском НПЗ подтвердил нежелание компании работать по аккредитиву. «Не то время. Слишком неспокойно в Украине», – сказал он, и от дальнейших комментариев отказался. Официально отказались комментировать ситуацию и все крупнейшие импортеры: «ВОГ-Ритейл» (сеть АЗС WOG), «Галнафтогаз» (ОККО), «БНК-Украина», «ТНК Индастриз Украина» («Роснефть»), «Западная нефтегазовая компания».
![](https://thekievtimes.org/wp-content/uploads/2019/07/90.jpg)
Как сообщил Forbes собственник одного из крупнейших импортеров топлива, сейчас никто не знает, как технически выполнить требования Нацбанка. «Даже если импортеры решатся выполнить все требования, на это уйдет 2-3 недели, что, в свою очередь, грозит срывом поставок», – подчеркивает он.
Дефицит или рост цен?
Пока рынок работает на запасах, но их осталось немного. После событий 5 февраля, когда НБУ принял решение отказаться от индикативного курса, а девальвация стала неконтролируемой, многие импортеры или отказались от закупок, или свели их к минимуму. По словам Геннадия Рябцева, в стране едва хватит топлива на семь-десять дней. Доллар на черном рынке сегодня стоит 39,2-40 гривен. Если импортеры выберут этот путь, тогда цены повысятся еще на 25-28%, подсчитывает Рябцев.
В сложившейся ситуации выиграют только автозаправки, которые обеспечиваются украинским топливом – «Укрнафта», ANP, «Авиас плюс», Sentosa Oil и другие, которые входят в приватовскую сеть. Согласно данным аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, 80% реализуемых на этих АЗС нефтепродуктов – украинского производства: Кременчугского НПЗ («Укртатнафта», 43 % принадлежит НАК «Нафтогаз Украины», а 57 % – структурам губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского).