Импорт нефтепродуктов в Украину остановился

Импортеры нефтепродуктов лишились возможности приобретать валюту для расчетов за поставки.

C 25 февраля остановился импорт нефтепродуктов в Украину. Это стало реакцией рынка на вчерашнее введение новых ограничений на покупку валюты. Теперь Национальный банк «вручную» одобряет все контракты стоимостью более $50 000.

Оплату свыше $500 000 можно проводить только при наличии банковской гарантии – аккредитива – иностранного банка высокого инвестиционного класса.

«Цель этих ограничений – удержать курс доллара всеми возможными способами. В том числе за счет устранения лишнего спроса. Банки имеют нормативное ограничение на покупку валюты, а его клиенты – нет. Но ведь клиент может и не направить все деньги на импорт», – поясняет логику НБУ председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. Он добавил, что и раньше контракты проверялись, но не так строго.

Помимо этого, постановлением НБУ №130 введен временный запрет для банков на покупку валюты для их клиентов на три дня – с 25 по 27 февраля (включительно). Это касается заявлений, которые были поданы до вступления постановления в силу.

Узнав о новых ограничениях, импортеры нефтепродуктов, которые обеспечивают 85% рынка, созвали экстренное совещание, но так и не смогли придумать способов работы в новых условиях. Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов несколько раз обращалась к НБУ и профильным министерствам, однако результата не последовало. Министр энергетики и угольной промышленности не смог прокомментировать этот вопрос для Forbes.

Три пути

Большинство сделок, совершаемых импортерами нефтепродуктов, превышает $500 000, рассказывает Forbes замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. «Возьмем для примера сеть из 100 АЗС, суточные прокачки которых 5 тонн. Для того чтобы сделать запас на 10 дней, компании нужно купить 5000 тонн, что примерно составит $5 млн», – объясняет он.

В классической схеме работы импортеры взаимодействовали с нефтеперерабатывающими заводами по предоплате. Основными странами-поставщиками нефтепродуктов в Украину являются Беларусь, Россия, Литва, Польша. После инноваций НБУ импортеры теперь должны предоставлять производителю аккредитив, выданный иностранным банком.

У импортеров сейчас стоит выбор: попытаться выполнить требования Нацбанка, купить валюту на черном рынке или остановить закупки до отмены ограничений. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук утверждает, что ни один завод-производитель не хочет поставлять топливо под аккредитивы.

Читайте: 

Источник Forbes в Мозырском НПЗ подтвердил нежелание компании работать по аккредитиву. «Не то время. Слишком неспокойно в Украине», – сказал он, и от дальнейших комментариев отказался. Официально отказались комментировать ситуацию и все крупнейшие импортеры: «ВОГ-Ритейл» (сеть АЗС WOG), «Галнафтогаз» (ОККО), «БНК-Украина», «ТНК Индастриз Украина» («Роснефть»), «Западная нефтегазовая компания».

Как сообщил Forbes собственник одного из крупнейших импортеров топлива, сейчас никто не знает, как технически выполнить требования Нацбанка. «Даже если импортеры решатся выполнить все требования, на это уйдет 2-3 недели, что, в свою очередь, грозит срывом поставок», – подчеркивает он.

Дефицит или рост цен?

Пока рынок работает на запасах, но их осталось немного. После событий 5 февраля, когда НБУ принял решение отказаться от индикативного курса, а девальвация стала неконтролируемой, многие импортеры или отказались от закупок, или свели их к минимуму. По словам Геннадия Рябцева, в стране едва хватит топлива на семь-десять дней. Доллар на черном рынке сегодня стоит 39,2-40 гривен. Если импортеры выберут этот путь, тогда цены повысятся еще на 25-28%, подсчитывает Рябцев.

В сложившейся ситуации выиграют только автозаправки, которые обеспечиваются украинским топливом – «Укрнафта», ANP, «Авиас плюс», Sentosa Oil и другие, которые входят в приватовскую сеть. Согласно данным аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, 80% реализуемых на этих АЗС нефтепродуктов – украинского производства: Кременчугского НПЗ («Укртатнафта», 43 % принадлежит НАК «Нафтогаз Украины», а 57 % – структурам губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского).