Импарнерам запретили покупать новую валюту, пока она не закончится у них на счетах.
4 февраля вступило в силу постановление Национального банка, которым регулятор запретил импортерам покупать валюту, пока у них на счетах есть сумма, превышающая хотя бы $10 тыс. Это значит, что компаниям, перед тем как выйти на межбанковский рынок, придется потратить практически все валютные запасы, имеющиеся у них на счетах.
Банкиры не видят возможности обойти ограничения Нацбанка и считают, что постановление позволит стабилизировать рынок до получения транша от МВФ. Утром, 4 февраля на межбанке первая сделка прошла по 23,3 грн/$.
3 февраля после 21.00 Национальный банк (НБУ) опубликовал постановление №160 от 3.03.2015 г., которым в очередной раз усложнил жизнь импортерам. «Все ограничения связаны с тем, что мы хотим контролировать как экспортно-импортные операции, так и операции по оттоку капитала»,– сказала председатель НБУ Валерия Гонтарева. По мнению чиновников, такой контроль поможет стабилизировать ситуацию на валютном рынке.
26 февраля средневзвешенный курс на межбанковском валютном рынке превысил 30 грн/$. «То, что случилось на валютном рынке, недопустимо. Для того чтобы помочь выработать стабилизационные меры, в прошлый четверг к нам прилетела миссия МВФ со специальными экспертами, которые помогли нам разработать новые ограничения»,– сообщила Валерия Гонтарева.
С сегодняшнего для компаниям нельзя покупать валюту, если у них на счетах в банках уже есть больше $10 тыс. Кроме того, ранее Нацбанк запретил компаниям брать гривневые кредиты на покупку валюты. Такие нормы ограничат спрос на валюту, что стабилизирует курс. Уже сегодня первая сделка на межбанке прошла по 23,3 грн/$. 2 марта на межбанке гривна укрепилась до 26,59 грн/$.
«После введения Нацбанком новых ограничений объем спроса на валюту может уменьшиться, а курс временно снизиться до 21-23 грн/$. Но отложенный спрос по-прежнему значителен. Предположительно, НБУ хочет выиграть время до получения транша от МВФ»,– отметил директор казначейства Райффайзен Банк Аваль Владимир Кравченко.
«Курс национальной валюты, который находился в диапазоне 29 грн/$, переоценен как минимум на 30%. После предоставления транша МВФ мы ожидаем, что гривна укрепится. Сегодня объективным курсом должен стать курс в диапазоне 21-22 грн/$»,– говорится в аналитическом отчете «Атлант-Финанс». Того же мнения придерживается и Валерия Гонтарева. «Наши прогнозы находятся между 20-22 грн/$»,– заявила председатель НБУ.
Раскачали курс в этот раз не физические, а именно юридические лица, которые в спешке скупали валюту, рассказала Валерия Гонтарева. Ее слова подтверждают и в банках. Население в последние время начало сдавать валюту, рассказывает первый заместитель председателя правления Укрсоцбанка (UniCredit Bank) Тамара Савощенко. «В феврале мы купили у населения на $2,4 млн больше, чем продали»,– сообщила госпожа Савощенко.
«Для стабилизации курса ограничение НБУ – это хорошо, но для экспортеров, которые хеджировались в валюте – нет. А поставочных валютных фьючерсов, которые нужны для страхования рисков, пока в Украине нет»,– говорит первый заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин. По его словам, ранее, чтобы минимизировать валютные риски, одна компания становилась одновременно и экспортером, и импортером.
Например, под импортные контракты компания покупала валюту и отправляла за рубеж. Также компания оставляла себе 25% валютной выручки от экспортных контрактов. А гривна, полученная от продажи 75% валютной выручки, снова бросалась на покупку валюты. Таким образом, компания не тратила 25% валютных поступлений, чтобы застраховать себя от скачков курса. «Теперь такой возможности не будет. Я не представляю себе механизм, как можно обойти это постановление»,– говорит господин Крапивин.
Чтобы снизить спрос на валюту, еще на прошлой неделе НБУ ввел целый ряд новых административных мер. Так, 26 февраля Нацбанк разослал финучреждениям письмо, которым запретил продавать валюту клиентам без справки Государственной фискальной службы, подтверждающей, что у них нет долгов по уплате налогов. Раньше Нацбанк от импортеров потребовал предоставлять справку от Минюста о ценовой экспертизе.
А сегодня НБУ добавил еще одну справку – от Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Ее компаниям придется получать в том случае, если юрлицо выводит валюту от продажи ценных бумаг. Комиссия должна подтвердить, что бумаги не являются фиктивными. Это ограничение, прежде всего, направлено на то, чтобы ограничить отток капитала.
С 24 февраля НБУ начал тщательно проверять подлинность всех контрактов по предоплате на суммы свыше $50 тыс. А под контракты на суммы свыше $500 тыс. НБУ потребовал покупать у иностранного банка с инвестиционным рейтингом аккредитив. Покупая такой документ, клиент получает гарантию, что товар будет поставлен.
Правда, НБУ пошел в этом вопросе на уступки. Сегодня импортеры, которые ввозят товары критического импорта, освобождаются от обязательства покупать аккредитивы сроком на один месяц. «Мы даем импортерам каникулы, возможность подготовиться к нововведениям Нацбанка»,– сообщила Валерия Гонтарева.
Перечень товаров критического импорта соответствует тому, на которые министерство экономического развития и торговли установило нулевые пошлины. Это электроэнергия, топливные элементы для АЭС, уголь, кокс, газ, нефть и нефтепродукты. Не попали под пошлины и некоторые медицинские изделия, лекарства и сырье для их производства. Через месяц и под товары критического импорта придется покупать аккредитивы. «При аккредитивных формах расчетов, оставлять деньги на компании-прокладке невозможно. Банк инвестиционной категории, посмотрев, что поставщиком украинской продукции выступает фирма с Бермудских островов со счетом в Прибалтийском банке, просто не откроет аккредитив, исходя из имиджевых рисков»,– рассказывает Павел Крапивин.
Но валютные ограничения не только снизили курс, но и уменьшили объемы торгов. Вчера объем торгов на межбанке составил всего $164 млн, тогда как днем ранее – $142 млн. Хотя с начала года объемы торгов на межбанке составляют в среднем $265 млн. Причина – импортерам нужно время, чтобы получить все необходимые разрешения.
Ограничения НБУ очень усложняют жизнь легальным импортерам, говорит совладелец компании Maratex Дмитрий Ермоленко. «Нам пришлось закрыть овердрафт, чтобы мы могли покупать валюту. Со справкой из налоговой тоже могли возникнуть проблемы. Мы судимся с налоговой по небольшой сумме. Справку нам удалось получить, но могли и не дать»,– рассказывает господин Ермоленко.
Также импортеры жалуются на ограничения, введенные ранее. Например, чтобы купить валюту, клиенту необходимо завести гривну на счет в банке за три дня. «Расчеты в режиме Т+3 неудобны, так как, во-первых, непонятно, по какому курсу через три дня купишь валюту. А, во-вторых, приходится отвлекать средства из оборота на три дня»,– рассказывает Дмитрий Ермоленко.
Из-за таких ограничений и резкого роста курса импорт сокращается. В январе по данным НБУ импорт товаров составил всего $3,5 млрд. Для сравнения – в январе прошлого года импорт товаров составлял $5,3 млрд. Это бы помогло стабилизировать курс, если бы не падение экспорта. В январе экспорт товаров составил $3,1 млрд, тогда как в январе 2014 года он был $4,5 млрд. «Цель постановления – борьба с нелегальным импортом,– сказала вчера Валерия Гонтарева.– Отменить эти нововведения мы сможем, как только таможня начнет выполнять свою работу и ограничит нелегальный импорт».