Валютные резервы Украины продолжают снижаться: на начало марта они опустились до минимального уровня в $5,6 млрд. Единственный способ остановить процесс «обнуления» резервов – кредит МВФ, который страна надеется получить уже на следующей неделе. После этого начнутся переговоры о реструктуризации госдолга.
Уход валюты
Объем валютных резервов Украины в феврале уменьшился еще на 12% и на 1 марта составил очередной исторический минимум – $5,625 млрд, сообщили в Нацбанке. Сокращение вызвано погашением и обслуживанием правительством и НБУ прямого и гарантированного государством долга на сумму $539,1 млн, в том числе перед МВФ.
Национальный банк вновь тратил деньги на валютные интервенции – $651,3 млн, правда, он не указал, сколько из этой суммы получила НАК «Нафтогаз Украины». В конце февраля Нацбанку удалось купить на рынке валюты на $144,7 млн. При этом правительство выручило от размещения валютных ценных бумаг $298,3 млн.
После сокращения резервов на $775 млн в Нацбанке признают, что денег надолго не хватит. Основная надежда на кредит МВФ. «Учитывая то, что Украина ожидает позитивного решения Совета директоров МВФ о предоставлении нового пакета финансовой помощи уже 11 марта, объем международных резервов на сегодня является достаточным для выполнения обязательств и текущих операций правительства и Нацбанка в краткосрочной перспективе», – подчеркнули в НБУ.
МВФ говорил о возможности предоставления Украине $17,5 млрд в ближайшие четыре года. Наибольшую сумму – до $10 млрд – представители украинской власти хотели бы получить уже в марте. «Минимальное, что мы планируем, – это три месяца покрытия импорта. Я все-таки надеюсь, что мы сможем достичь уровня $17 млрд на конец 2015 года. Если сможем достичь $20 млрд, большую часть из которых будут составлять чистые резервы, я буду очень счастлива», – прогнозировала глава НБУ Валерия Гонтарева.
Большая потребность
Финансисты согласны с тезисом, что без МВФ правительство вряд ли справится с кризисом. «В условиях пассивности властей МВФ становится основным двигателем реформ. Борьба с коррупцией, обеспечение прозрачности и эффективности государственных финансов, формирование устойчивой монетарной и валютной политики – все это ключевые стратегические задачи Украины.
И эти же задачи являются лейтмотивом программы сотрудничества с МВФ, – говорит старший советник президента Альфа-банка Роман Шпек. – Мне не очень понятна логика «мы сделаем то-то и то-то, чтобы задобрить МВФ, и тогда он даст нам кредит». То есть кредит возьмем, а как обеспечить его возвращение, придумаем потом? Выполнение условий программы МВФ нужно Украине намного больше, чем Фонду».
Других кредиторов, которые могут увеличить резервы НБУ и выровнять платежный баланс, у Украины пока нет. «Украинская экономика переживает один из самых тяжелых периодов с момента обретения независимости. Глубокие реформы как никогда нужны стране. Кроме внутренней потребности, это и требование МВФ, без помощи которого справиться с выплатами по госдолгу в ближайшее время будет практически невозможно. В то же время западная помощь – как финансовая, так и экспертная – может помочь запустить экономику», – надеется начальник отдела стратегического планирования Укрсоцбанка Агшин Мирзазаде.
Значительная сумма первого транша кредита МВФ нужна Украине в том числе для того, чтобы рассчитаться по еврооблигациям, выкупленным Россией в декабре 2013 года на $3 млрд. Украина должна рассчитаться по этому долгу в декабре 2015 года, однако министр финансов РФ Антон Силуанов уже пригрозил, что потребует возврата долга досрочно. Считается, что Украина нарушила условия займа – ее госдолг превысил планку в 60% от ВВП. В Минфине Украины, впрочем, хотели бы реструктуризировать этот долг вместе с другими выпусками еврооблигаций.